Риски гаражного сервиса: зачем платить больше за ТО по регламенту и оригинальные запчасти

27 февраля 2023

Риски гаражного сервиса: зачем платить больше за ТО по регламенту и оригинальные запчасти

В любой нештатной ситуации с новым автомобилем наш первый импульс — позвонить в дилерский центр и записаться на диагностику. Но когда срок гарантии завершается, а дата очередного ТО все ближе, поневоле задумываешься: зачем ехать к официальному дилеру, если можно купить запчасти в интернете и поставить на любой СТО? Рассказываем об обратной стороне экономии на сервисе и запчастях.

Пропускать ТО — не в ваших правилах?

Казалось бы, в сервисной книжке автомобиля четко указана периодичность ТО и основные работы по техобслуживанию. Если сервисной книжки нет под рукой, сработает датчик ТО. Как можно его пропустить? Параллельный импорт внес свои коррективы. Автомобили, поступающие из Германии часто настроены на интервал, отличный от российского. Чтобы настроить бортовой компьютер корректно для российских условий (это касается и интервалов ТО), нужно будет обратиться в дилерский сервисный центр или разбираться в настройках самостоятельно.

Вы уверены, что перечни работ по ТО совпадают у «официалов» и в ближайшем автосервисе?

Автовладельцы часто считают, будто в рамках ТО выполняются только замена масла и фильтров. Да, это основа техобслуживания, но в комплекс регламентных работ входит еще и проверка всех основных внешних и внутренних систем автомобиля.

Возьмем, к примеру, охлаждающую жидкость. В рамках ТО полагается проверять уровень антифриза и доливать его. Если вы приехали в непрофильный сервис, эта работа может остаться невыполненной. Или вам дольют первую попавшуюся охлаждающую жидкость, поскольку выполнение рекомендаций вашего автопроизводителя — не в приоритет для автосервиса.

Это только одна из возможных проблем с качеством работ, входящих в комплекс техобслуживания:

  • проверка уровня зарядки аккумулятора;
  • проверка и обслуживание тормозной системы, включая контроль уровня тормозной жидкости;
  • проверка осветительных приборов;
  • проверка ходовой части;
  • очистка камер сгорания;
  • очистка блока дроссельной заслонки и др.

Часто производители обновляют регламенты ТО уже после продажи автомобиля, то есть сроки проведения тех или иных работ могут быть изменены. Только официальные сервисы, информированные об изменениях, проведут полный осмотр. Обращаясь к «неофициалам», вы можете выполнить замену масла и фильтров, но пропустить проверку других систем.

Долив уровня антифриза.

Рисунок 1. Долив уровня антифриза.

Покупка запчастей онлайн: что может пойти не так?

Даже если вы ведете поиск по VIN-коду, нет гарантии, что вы купите нужную запчасть. Онлайн-каталоги не всегда обновляются своевременно. Вместо правильного артикула есть риск приобрести устаревшую запчасть, а в худшем случае — совсем не подходящую.

Это насущная проблема в контексте параллельного импорта, когда модификации, поступающие из других стран, могут существенно отличаться по характеристикам.

Одному нашему клиенту помогал с заказом менеджер интернет-магазина. «Специалист» настаивал, что ему нужен особый размер воздушного фильтра, более дорогой, а рекомендованные салоном тормозные колодки следует заменить, и замена дешевле. В итоге, вышло наоборот — фильтр нужен был стандартный, а номера артикулов колодок оказались неактуальными. В базе интернет-магазина предлагались замены, давно снятые с производства.

Самый важный аспект проблемы — гарантия. Практически все производители поддерживают гарантию на запчасти, приобретенные и установленные у официального дилера. Кроме того, в дилерском сервисном центре предоставляется гарантия на проведенные работы. Решайте сами, оправдан ли риск с онлайн-заказом запчастей.

Упаковка с маркировкой по QR-коду для проверки подлинности.

Рисунок 2. Упаковка с маркировкой по QR-коду для проверки подлинности.

Как понять, что перед вами: оригинал или подделка?

Когда-то упаковка позволяла уверенно отличить оригинальную запчасть от подделки. Например, большинство запчастей группы VAG имеют на упаковке QR код для проверки подлинности.

После перехода на параллельный импорт, кроме стандартных коробок с узнаваемым дизайном, появились и другие варианты упаковки запчастей: коричневые и белые картонные коробки, прозрачный целлофан с рисунком и без и т.д. Производители контрафакта получили пространство для маневра, и количество подделок на рынке увеличилось.

Надежнее всего, заказывать запчасти в дилерском сервисном центре, который имеет доступ к официальным каналам поставок или параллельного импорта. Помните, что поддельные запчасти небезопасны в эксплуатации, могут легко разрушиться и повредить смежные детали и узлы вашего автомобиля.

Только Специальная маркировка года производства может отличать визуально оригинал от подделки.

Рисунок 3. Только Специальная маркировка года производства может отличать визуально оригинал от подделки.

Чем оригинальный масляный фильтр отличается от контрафактного?

Масляный фильтр удаляет из системы смазки пыль, металлические продукты износа, масляный нагар и сажу, отсеивает и удерживает частицы, которые могут нанести вред работе двигателя.

При использовании подделок вредоносные частицы продолжают циркулировать в двигателе, снижая его производительность и срок службы. Кроме того, некачественная фильтрующая поверхность может постепенно разрушается и становится дополнительной причиной засорения системы смазки.

Почему важно использовать оригинальный масляный фильтр:

  • Волокна фильтрующего элемента оригинального масляного фильтра значительно плотнее. А значит, способность отфильтровывать посторонние вредоносные частицы выше, чем у контрафактных копий.
  • У контрафактных фильтров меньше складок и общая длина фильтрующей поверхности меньше. Данный параметр имеет большое значение, так как площадь фильтрующей поверхности рассчитана на определённое давление и определённый ресурс работы. Чем меньше площадь фильтрующего элемента, тем быстрее фильтр забьётся абразивными частицами, а также пылью и продуктами сгорания. И тем раньше придется произвести его замену.

Оригинальный масляный фильтр.

Рисунок 4. Оригинальный масляный фильтр.

Чем оригинальный топливный фильтр отличается от контрафактного?

Ни для кого не секрет, что не всегда характеристики топлива на АЗС соответствуют отраслевым стандартам. Топливный фильтр — это защита двигателя от посторонних примесей втопливе, ржавчины, пыли, песка и разнообразных частиц, которые могут попасть в топливную систему.

Изготовители контрафактных фильтров экономят на качестве материалов, поэтому фильтры-подделки быстрее приходят в негодность и оказываются не в состоянии обеспечить должный уровень очистки. В худшем случае загрязнения могут забить форсунки, что приведёт к сбою работы всего двигателя.

Внешне разница между оригиналом и подделкой может быть не очевидна. Производители контрафакта обычно проявляют большую аккуратность, нанося маркировку на свои изделия. Только место покупки фильтра может гарантировать его качество.

Чем оригинальный воздушный фильтр отличается от контрафактного?

Для работы двигателю требуется не только топливо, но и воздух, без него не может происходить образование топливной смеси. Поэтому стоит уделять особое внимание качеству и правильной установке воздушного фильтра: небольшой дефект или негерметичность при монтаже незамедлительно повлекут за собой проблемы.

В большинстве контрафактных фильтров используется материал ненадлежащего качества, плотности и износостойкости, технология его пропитки и фальцовки не соответствует требованиям конструкторской документации. Как следствие — контрафактные фильтры не обеспечивают надлежащую защиту двигателя от пыли и грязи.

Обеспечивая защиту от загрязнений, фильтр одновременно должен пропускать необходимое количество воздуха, иначе двигатель будет «задыхаться» и терять мощность. Оригинальная продукция справляется с этими задачами.

Чем оригинальный салонный фильтр отличается от контрафактного?

Фильтрующие элементы оригинальных салонных фильтров изготавливаются из похожей на бумагу волокнистой ткани с адаптированным размером пор. Фильтрующий элемент имеет специальную пропитку для обеспечения влагостойкости и сложен гармошкой для увеличения фильтрующей поверхности. Специальная техника фальцовки позволяет сохранить форму и работоспособность при высокой влажности.

Различия в качестве фильтрующего материала между подделкой и оригиналом как правило, заметны сразу. На неоригинальном фильтре имеется слой активированного угля, но он достаточно тонкий и покрывает поверхность не полностью. Пористая структура оригинального фильтра более однородная, она способствует более эффективному удержанию вредоносных частиц.

Контрафактный салонный фильтр быстро превращается в источник неприятных запахов, бактерий и аллергенов. Особенно активно этот процесс идёт летом, благодаря работающей на полную мощь системе кондиционирования.

Состояние фильтра салона после 15 000 км пробега.

Рисунок 5. Состояние фильтра салона после 15 000 км пробега.

Чем оригинальное моторное масло отличается от контрафактного?

В лучшем случае подпольные «химики» используют дешевые моторные масла и добавляют в них низкокачественные присадки. Контрафактная продукция не обеспечивает достаточной смазки для уменьшения трения и снижения износа деталей двигателя, а также не гарантирует его защиты от коррозии. Использование поддельного моторного масла может закончиться дорогостоящим капитальным ремонтом двигателя.

Очень часто отличить контрафактное масло от оригинального по внешним признакам практически невозможно без проведения спектрального анализа. Масла могут иметь одинаковый цвет, консистенцию и даже запах. При этом проблемы, которые создает контрафакт, часто имеют накопительный характер — они проявляются со временем. В этом случае будет невозможно точно идентифицировать, где и когда был приобретен контрафакт. Поэтому моторное масло желательно покупать у одного и того же надежного поставщика, например, в дилерском центре.

Очевидно, что экономить на ТО, запчастях и расходных материалах — спорная стратегия. Использование оригинальных запчастей исоблюдение регламентов автопроизводителя при сервисном обслуживании дает как минимум два преимущества: первое — сохранение стоимости автомобиля в долгосрочной перспективе, второе — защита бюджета от расходов на капитальный ремонт, который понадобится вам с высокой вероятностью, если не решать проблемы по мере поступления на регулярных ТО.

Срок годности ремкомплекта вместо запасного колеса.

Рисунок 6. Срок годности ремкомплекта вместо запасного колеса.