Автомобильный импорт, который мы потеряли

25 августа 2023

Механизм параллельного импорта автомобилей так и не заработал в полную силу. Правила ввоза для юридических лиц по-прежнему сложнее, чем для физических, а все возможные риски ложатся на покупателя — от сокращённой гарантии до угрозы конфискации авто.

параллельный импорт

Параллельный импорт: что могло пойти не так?

Механизм параллельного импорта был запущен синхронно с введением санкций в марте 2022 года. В 2023 году в расширенный список автомобилей, которые Минпромторг РФ разрешил ввозить без согласия производителя, вошли практически все иностранные бренды, которые были представлены в России до начала санкционных войн.

Казалось бы, путь для ввоза автомобилей из дружественных стран открыт. Но за полтора года схема так и не стала массовой. Через параллельный импорт в страну попадают единичные автомобили, ввезённые перегонщиками, перекупщиками или небольшими поставщиками. Частные игроки могут позволить себе большую гибкость в планировании сложных логистических и финансовых цепочек. Издержки неизбежны, но частично компенсируются спросом, который превышает предложение, а риски перекладываются на покупателя.

По данным «Автостата» в 2022 году параллельным импортом было ввезено всего порядка 60 000 автомобилей премиального сегмента. Для сравнения: в 2021 году было продано более 150 000 автомобилей премиум-класса.

Как дилеры оказались за рамками схемы: ОТТС, СБКТС и ЗОЕТС

С марта по июль 2022 года на автомобильном рынке сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, для ввоза новых автомобилей дилерам больше не требовалось разрешение производителя, с другой — дилер-импортёр по-прежнему должен был предъявлять таможенному органу ОТТС (одобрение типа транспортного средства), а ОТТС без согласия производителя получить невозможно.

Частные лица в этот замкнутый круг не попали — при ввозе «для собственных нужд» по правилам предъявляется свидетельство безопасности колесного транспортного средства (СБКТС). Этот документ можно получить в любой из многочисленных российских лабораторий на бланке установленного образца со степенями защиты или в электронном формате. Организации тоже могут пойти этим путём, но только при ввозе автомобилей старше 3 лет.

После внесения изменений в Техрегламент дилеры, наконец, получили возможность импортировать автомобили без ОТТС. На смену документу пришло заключение об оценке единичных транспортных средств (ЗОЕТС). Но путь нового автомобиля к покупателю не стал короче. На оформление ЗОЕТС уполномочена единственная экспертная организация — Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ, подведомственный Минпромторгу.

По данным «Росстандарта» в 2022 году было оформлено порядка 315 000 СБКТС и только 11 000 ЗОЕТС.

Импорт в серой зоне

Перегонщики и неофициальные продавцы остаются движущей силой параллельного импорта. Автомобили, ввезённые в частом порядке через ОАЭ, Иран, Казахстан или по альтернативным маршрутам, можно встретить и в объявлениях о продаже, и в шоурумах дилерских центров.

В условиях санкций прямые финансовые расчёты между юридическими лицами в Европе и России невозможны. Чтобы вывезти автомобиль из Европы, перегонщикам приходится либо самим оформлять покупку в одной из дружественных стран, либо искать посредника, который возьмет на себя ввоз автомобиля в одну из стран ЕАЭС.

Например, автомобили из Японии и Южной Кореи могут импортироваться в Россию через Киргизию, автомобили из Германии — через Иран по Каспийскому морю с прибытием в Актау или Астрахань, европейские автомобили из Китая — через Казахстан. Чем сложнее маршрут и длиннее цепочка контрагентов, тем больше пространства для «серых» схем.

В начале 2022 года 97% всех новых автомобилей в страну ввозили юридические лица, но уже к сентябрю 54% рынка заняли частные перевозчики, осваивающие параллельный импорт.

Слабые звенья в цепочке поставок

Проблемы параллельного импорта следуют за автомобилем по всему маршруту: недобросовестные продавцы в странах-экспортёрах, импортёры, занижающие стоимость автомобиля при ввозе в страны ЕАЭС, нарушения при оформлении СБКТС, вопросы доступности гарантийного обслуживания в России.

Цепочка параллельного импорта гораздо хуже защищена от манипуляций и мошеннических действий, чем традиционная схема поставок, в которой участвуют производители, официальные дилеры и государство. В конечном итоге иметь дело с последствиями намеренных и непреднамеренных ошибок при параллельном импорте приходится покупателю.

Проблема недобросовестного экспортёра: авто под угрозой конфискации

В странах-экспортёрах блокируются финансовые транши из России, а гражданам буквально грозит уголовное преследование за обход санкций. Изначально «серые» схемы взаиморасчётов привлекают недобросовестных продавцов и посредников — так в поток параллельного импорта попадают угнанные автомобили или автомобили с обременением, которые проводятся через таможню по поддельным документам.

Проверка на наличие обременений в третьих странах не является обязательной при таможенном оформлении, когда автомобиль пересекает границу ЕАЭС. При этом за разные участки маршрута могут отвечать разные перегонщики, не владеющие всей информацией о перемещениях и истории владения автомобилем. В итоге покупатель видит авто без пробега по России и «чистые» документы, но это не гарантирует, что при вывозе из ЕС не было допущено нарушений.

В мошеннической схеме с перепродажей автомобилей в лизинге, проблемы начинаются, как только лизинговые платежи перестают поступать по графику. Компания-лизингодатель находит автомобиль по сигналу маячка, появляется на пороге покупателя с оригиналом документов и угрожает конфискацией спорного имущества.

В этом сценарии долгожданный автомобиль становится предметом судебной тяжбы и в лучшем случае будет дожидаться разрешения спора в гараже.

Чем грозит проверка Росстандарта: СБТКС на автомобиль может быть отозван

Случаи отзыва свидетельства о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС), ввезённого в Россию физлицом, редкие, но не единичные. В 2022 году владельцы десяти автомобилей пострадали из-за отзыва документов — без СБКТС электронные ПТС были аннулированы. Причина: лаборатории, оформившие документы, не прошли проверку Росстандарта.

Типичные нарушения в системе сертификации: отсутствие у лаборатории полной аккредитации для оформления свидетельства, дистанционная выдача СБКТС без испытаний или намеренное искажение технических данных в документации для снижения транспортного налога.

Если у автомобиля, попавшего в Россию параллельным импортом, отозвали документы, готовьтесь к расходам на переоформление СБКТС, ПТС и СТС. Добросовестный покупатель может компенсировать затраты, подав на продавца в суд, но получение денег от физлица по постановлению суда тоже может быть долгой и непростой процедурой.

Претензии со стороны ФТС: доначисление таможенных платежей

С июля 2023 года ФТС отслеживает автомобили с заниженной стоимостью таможенной очистки. Важно учитывать, что факт занижения цены при декларировании параллельного импорта в странах ЕАЭС, скорее всего, будет выявлен уже после того, как растаможенный автомобиль выйдет на российский рынок и сменит владельца.

Разницу с заниженной таможенной ставки ФТС планирует взыскивать либо с недобросовестного импортёра (декларанта), либо с текущего владельца, если автомобиль уже продан, а декларант недоступен. Добросовестность покупателя не защищает его от претензий в случае недоплаты таможенных платежей между границами государств.

Риски велики: от требования об уплате недостающей суммы до конфискации авто по ст. 16.21 КоАП РФ (если автомобиль приобретён на юрлицо). 
Практика занижения реальной стоимости автомобилей, которые ввозятся в страну по схеме параллельного импорта, получила распространение не только в Киргизии и Армении, на которые обратила внимание ФТС, но и в других странах ЕАЭС — Белоруссии и Казахстане.

Проблемы гарантийного обслуживания

Говорить о недоступности гарантийного обслуживания для автомобилей, импортированных через дружественные страны, было бы преувеличением. Часть производителей оставляют двери на российский рынок открытыми и поддерживают параллельный импорт запчастей для гарантийного ремонта.

В большинстве случаев гарантия на ввозимые в Россию сохраняется, но её срок исчисляется от первой сделки — от покупки автомобиля перегонщиком до первой перепродажи. Далее наличие и исполнение гарантийных обязательств регулируется условиями договора купли-продажи (ДКП).

Если контрагентом покупателя по ДКП выступает юридическое лицо (дилерский центр), гарантия, как правило, продолжает действовать при оформлении специальных страховых продуктов. Выплаты покрывают расходы при возникновении гарантийного случая, а гарантийный ремонт выполняется на технической базе бывшего официального дилера.

Альтернатива параллельному импорту

Параллельный импорт не может заменить традиционную схему поставок — гарантию юридической чистоты сделки, прозрачность истории владения и взаиморасчётов между покупателем и продавцом. Поэтому внимание покупателей и импортёров переориентируется на китайские бренды, легально представленные в России.

С января по июль 2023 года экспорт китайских автомобилей вырос в 5,7 раз — до 405 000 авто, таковы данные таможенных органов КНР, которые приводит ТАСС. Если долгое ожидание и непредсказуемый рост расходов в процессе параллельного импорта может быть оправданным при доставке эксклюзивных и премиальных автомобилей, то массовый сегмент уверенно занимают китайские марки Haval, Geely, Chery и EXEED, которые ввезены в страну легально и есть в наличии в дилерских центрах.