0
Избранное
Будут потери, консолидация рынка неизбежна

Будут потери, консолидация рынка неизбежна

19.06.2015

Первый зампред правления ГК «АвтоСпецЦентр» Валерий Макаев рассказал «Ъ» о грядущих изменениях российской дилерской отрасли и трудностях работы с коммерческим транспортом в кризис

Какие сейчас главные проблемы у автодилеров?

— Самое главное — безусловно, спад продаж. При этом привлечение заемных средств остается очень дорогим. Банки неохотно опускают процентную ставку вслед за ключевой ставкой ЦБ.

На рынке уже рассказывают о случаях, когда банки требовали от дилеров досрочно погасить кредиты. Компании начали нарушать ковенанты?

— Мы с такими проблемами не сталкивались. Подобная информация не является публичной, но, насколько мне известно, были единичные прецеденты. Впрочем, я бы не стал говорить об этом как о рыночной тенденции.

По вопросу с нарушением ковенант: на самом деле банки заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с надежными заемщиками, и поэтому всегда есть поле для договоренностей. Скорее всего, однозначные требования о досрочном погашении кредитов возникают у небольших банков, которые сами испытывают проблемы с ликвидностью. При этом у них действительно могли появиться формальные основания, связанные с задержками выплат процентов и погашения основного долга. По сути, если дилер попадает в трудное финансовое положение, то трудно винить банк в том, что он просто хочет спасти свои деньги.

В вашем портфеле брендов есть и коммерческий транспорт. Какие особенности вы можете выделить в работе с этим сегментом в кризис?

— Структура спроса на рынке грузового транспорта в целом отлична от спроса в легковом сегменте. Здесь клиенты решительно отказываются менять парк, если предложение не устраивает их по цене. Они просто отменяют свои инвестиционные планы, ремонтируют имеющийся парк и эксплуатируют его дальше. Кроме того, помимо существенного падения самих продаж мало- и среднетоннажного грузового транспорта, в кризис проявился и спад машино-заездов в сервис. Ведь в основном такую технику покупает либо средний бизнес, либо индивидуальные предприниматели, а у них сейчас сократились объемы заказов, пробеги, и межсервисный интервал по времени удлинился. Так у нас сократился еще один источник дохода, который обычно сохраняется в легковом сегменте.

Насколько эффективна господдержка авторынка? Несмотря на нее, с начала года продажи стабилизировались на низком уровне.

— Сложно говорить о конкретных процентах эффективности, но господдержка влияет на продажи. Если бы не программа утилизации и субсидирование ставки по автокредитам, то снижение продаж было бы значительнее, особенно в коммерческом сегменте.

А производители поддерживают своих дилеров?

— Импортеры стараются сохранить и поддержать свою сеть настолько, насколько у них хватает собственных ресурсов. Достаточно распространенным стало согласование обновленных, пониженных планов продаж, примерно на 5-10%. Это весомая поддержка — несокращение планов ведет к гарантированной потере бонусов и, соответственно, маржинальности дилеров. Кроме того, был случай, когда импортер пошел навстречу дилерам, разрешив продлить сроки инвестиций в новое оформление и оснащение дилерских предприятий в соответствии с новыми стандартами.

Деформировалась ли дилерская маржа за время кризиса?

— На самом деле ее уровень сокращается уже несколько лет. Фактически масштаб дилерских сетей не изменяется, а спрос, увы, сокращается. Поэтому конкуренция растет, идут ценовые войны, и, несмотря на многочисленные акции импортеров, мы все вынуждены давать скидки за счет собственной маржи.

Подробнее: kommersant.ru


Возврат к списку