0
Избранное
ФАС пропишет правила автодилерам

ФАС пропишет правила автодилерам

13.03.2012
ФАС пропишет правила автодилерам

Федеральная антимонопольная служба(ФАС)надеется освободить покупателей иномарок из крепостной зависимости от официальных дилеров и сервисных центров. ФАС настаивает на расширении конкуренции сервисных центров и хочет наделить автовладельцев правом выбора сервис-центра, что должно привести к снижению цен на их услуги. Представители сервис-центров уверены, что сохранение монополии помогает им поддерживать высокий уровень обслуживания автомобилей.

Дела в отношении дилеров и дистрибьюторов некоторых марок автомобилей будут возбуждены, несмотря на диалог с ними и разработку правил автомобильного рынка, заявил вчера замглавы ФАС Андрей Кашеваров. «Есть конкретные жалобы, есть нормы закона, независимо от диалога, если есть признаки нарушения законодательства, мы не можем находиться в состоянии диалога», — цитирует чиновника Интерфакс. По его словам, ведомство вовсе не предлагает в обязательном порядке разделить продажу автомобилей и сервисное обслуживание автомобилей. ФАС настаивает на равных возможностях предоставления услуг компаниями, соблюдающими все технические нормативы, пояснил Кашеваров.

Напомним, в октябре прошлого года ФАС приняла решение о создании экспертного совета по развитию конкуренции в сфере продажи и сервисного обслуживания легковых автомобилей. По итогам работы совета и исследованиям рынка чиновники пришли к выводу о возможности возбудить дела против дистрибьюторов и дилеров автомобилей группы Volkswagen, Hyundai-Kia, Ford, Jaguar и Land Rover. ФАС, в частности, выступает против того, что автомобиль снимается с гарантии, если он проходит техобслуживание или ремонтируется не у официального дилера. При этом цены на сервисное обслуживание у автодилера могут быть признаны монопольно высокими, если будет доказано, что в границах региона компания занимает доминирующее положение на рынке.

Прежде ФАС столь же резко высказывалась против института эксклюзивного дилерства, а также против того, что оригинальные запчасти в Россию могут легально ввозить только авторизованные автодилеры. Тем самым ведомство отреагировало на конфликт интересов, возникший между автодилерами и автопроизводителями. В сентябре 2011 года с соответствующим заявлением выступила ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), которая объединяет компании, управляющие в общей сложности почти 200 автодилерскими центрами в России.

РОАД указывала на дискриминирующие условия сотрудничества с некоторыми автопроизводителями. Прежде всего на ограниченное время действия договора (как правило, один год), что не учитывает срок окупаемости инвестиций. Под сомнение ставилось право дистрибьютора на расторжение дилерского договора в одностороннем порядке без объяснения причин и выплаты компенсаций. А также изменение дистрибьютором плана поставки автомобилей и запасных частей и т.д.

Вчера вице-президент РОАД, гендиректор компании «Ауди Центр Таганка» Владимир Моженков в беседе с корреспондентом «НГ» подтвердил, что проблема не утратила актуальности. Интересы автодилеров нуждаются в защите, поскольку дилер, так же как и прежде, имеет доминирующее положение на рынке. Однако принимать решения в ускоренном режиме Моженков считает недопустимым. В странах Евросоюза этот вопрос обсуждался лет восемь, прежде чем автопроизводители и автодилеры пришли к компромиссу, напомнил бизнесмен.

Сегодня в России до 4 тыс. дилерских центров, на которых работают около 300 тыс. человек. Это высококвалифицированные кадры. Если инвестиции западных автоконцернов в создание производств на российской территории составляют 4,5–5 млрд. долл., то инвестиции автодилеров в разы больше — это около 15–20 млрд. долл. Автоцентры и внешне, и по техническому оснащению не уступают американским или европейским. Эти предприятия дорожат сотрудничеством с ведущими автопроизводителями и обеспечивают высокий уровень сервиса. Добиться того же качества на неавторизированных автосервисах едва ли возможно, считает предприниматель и указывает на проблему контроля качества запчастей и расходных материалов. А ведь от этого напрямую зависит безопасная эксплуатация автомобиля, отметил Моженков.

Со своей стороны, директор по связям с общественностью General Motors в России и СНГ Сергей Лепнухов также делает акцент на качестве и безопасности. «Если хотите безопасно эксплуатировать автомобиль, то гарантировать это вам может лишь официальный дилер, который получает запчасти напрямую с завода», — говорит он. У General Motors в России в общей сложности до 400 дилерских центров, на которых проводится сервисное обслуживание автомобилей «Шевроле», «Опель» и «Кадиллак». Лепнухов не скрывает, что для дилеров именно сервисное обслуживание, а вовсе не продажи автомобилей является главной статьей дохода. Владельцы машин, по его мнению, в большинстве своем заинтересованы в сотрудничестве именно с авторизированными техцентрами, где есть твердая гарантия в том, что запчасти не контрафактные.


Ведущий эксперт компании «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов недоумевает, зачем ФАС хочет разрушить в России то, что надежно работает во многих странах мира. «Эта схема работает на Западе — и зачем чиновники пытаются изменить политику автомобильных компаний в отношении автодилеров?» — рассуждает эксперт. При этом Баранов сомневается, что результатом действий ФАС станет снижение цены на техобслуживание автомобилей. Несертифицированные, полулегальные автосервисы, получив право ремонтировать гарантийные машины, могут не устоять перед искушением взвинтить свои цены. И тогда потребитель от передела рынка, начатого с подачи ФАС, так ничего и не выгадает.


Возврат к списку